6 элементов стратегии адаптации нового сотрудника

Как помочь новичку быстрее влиться в работу 


До 40% рабочего времени тратят владельцы малого бизнеса на такие задачи, как найм персонала. По некоторым оценкам затраты среднего и крупного бизнеса на найм в среднем составляют 4000 $. Чем дороже сотрудник, тем выше будут затраты. В России эти цифры не сильно меньше. Другая проблема с новичками – это их эффективность и производительность. Как правило, новые сотрудники имеют низкую производительность, но получают заработную плату, проходят оплаченное компанией обучение и отнимают время у своих коллег, задавая вопросы. Недавнее исследование, проведенное Mellon Financial Corp., показало, что потеря производительности в результате кривой обучения для новых сотрудников составляла от 1% до 2,5% от общего дохода. Новому работнику требуется от 8 до 26 недель для достижения полной производительности. До истечения этого времени компания, по сути, теряет деньги – новый сотрудник стоит больше, чем он зарабатывает для компании. При этом 30 % новых сотрудников уходят до того, как закончится испытательный срок. Как сделать так, чтобы человек, которого мы берем на работу почувствовал себя на своем месте? Как дать ему понять, что мы ему рады и готовы помогать, чтобы он смог реализоваться и сделать свой вклад в развитие бизнеса?


Из этой статьи вы узнаете, как один из наших клиентов столкнулся с необходимостью создать программу адаптации новых сотрудников в организации. Его бизнес начинался с 5 человек. В компании не было продуманного и сформулированного подхода к работе с новыми сотрудниками, хотя штат за последние несколько лет значительно вырос. Попав в кризисную ситуацию, о которой вы узнаете ниже, наш клиент вынес в качестве запроса на коуч-сессии – поиск идей для стратегии адаптации новых сотрудников и внедрение изменений в существующие процессы. Прочитав статью, вы сможете узнать, как построить свой собственный план по адаптации нового сотрудника и развить в человеке большую приверженность вашему бизнесу. Историю из нашей практики мы публикуем с разрешения клиента, чье имя, по его просьбе, мы изменили.

как быстро адаптировать новых сотрудников

Наш клиент – Михаил, собственник и руководитель многопрофильной медицинской клиники в г. Москве.

Михаил, 7 лет владеет и руководит многопрофильной медицинской клиникой. Одним из своих достижений считает крепкую и дружную команду, которая постоянно растет. Начинал Михаил с командой из 5 человек, сегодня же их – больше 40. Текучка в компании практически отсутствует – люди работают по 5-7 лет. В медицине одним из важнейших требований успеха является постоянство рабочего коллектива, подтвердившего свой профессионализм и имеющего хорошую репутацию. Когда пациент приходит в клинику – он приходит не к оборудованию или красивым помещениям, хотя это важно. В первую очередь клиент идет к конкретному врачу, кем доволен и кому доверяет. Вот почему для Михаил актуальна стратегия «мои люди – мой капитал»: сохраняя и развивая коллектив, Михаил сохраняет и приумножает клиентов.

Но 7 месяцев назад решила уйти, чтобы открыть свою клинику, заведующая одного из самых прибыльных в клинике отделений – акушерства и гинекологии. Она ушла, «забрав» с собой некоторых пациентов. Самое неприятное с ней ушла часть докторов. Команда гинекологов клиники уменьшилась вдвое и осталась без руководителя. Михаилу нужно было срочно решить вопрос с освободившимся постом заведующей и нанять новых специалистов. Первую задачу он решил, назначив на пост Алену Викторовну, одну из трех оставшихся докторов. Алена несколько раз подменяла прежнюю заведующую на период отпуска и показала себя хорошо. Гинекологи не справлялись с клиентским потоком, росли жалобы, клиентки стали уходить в конкурирующие клиники, план продаж отделения просел.

За 6 месяцев компания наняла 5 гинекологов, трое из которых ушли в первый месяц работы. Один доктор остался на неполную ставку. Михаил решил сам поговорить с последней из увольняющихся новичков. Он хотел узнать, что является причиной ухода и попытаться остановить увольнение, ведь доктор идеально вписывалась в требования компании и очень понравилась пациенткам.

В разговоре выяснилось, что в компании не существует стройной и понятной системы адаптации новых сотрудников. Более того новая заведующая саботировала процесс и показала низкий уровень владения управленческими навыками. Несмотря на то, что внутри компании существуют ясные и понятные правила и стандарты работы с пациентами, прописаны четкие ключевые показатели эффективности и прозрачная система вознаграждений, развита культура взаимной помощи –  все это было плохо организовано, не систематизировано и вообще как-то «обошло» новичков. (После этого разговора Михаил позвонил и поговорил с остальными уволившимися)

помочь подчиненному адаптироваться

Заведующая отделением игнорировала вопросы со стороны новеньких. Она ссылалась на свою занятость. Алена Викторовна действительно была занята – зарабатыванием денег, ведь после ухода коллег, поток клиентов на одного доктора увеличился. Соответственно, чем больше пациентов обслужено, тем выше зарплата. Прием пациентов заведующей сократился с 60 минут на человека до 15. Заведующая не представила ни одного новенького команде. Она ни разу не собрала все команду вместе. Все разговоры проходили по телефону или в ватсапе. Назначила наставником себя и не выполняла эту роль из-за все той же занятости. Не рассказала – о стандартах и правилах работы, как работать в программе учета клиентов, как складывается заработная плата и как работает система поощрений. Не дала информации о том, по каким критериям будут оцениваться результаты испытательного срока. При формировании графика ставила себе и своим старым коллегам лучшее время – пики клиентского потока, а новичкам ставила утренние часы, когда пациентов было мало. Сама нарушала одно из важнейших правил компании – врывалась к новеньким или звонила им во время приема, при этом запрещая входить или звонить ей, когда она ведет прием. Было ощущение, что заведующая максимально усложнила жизнь новым сотрудникам и хотела их скорейшего увольнения.

Как видно, в ситуации Михаила не одна проблема, но в этой статье речь пойдет о системе адаптации, которая требовала срочной разработки. Мы помогли Михаилу создать и внедрить его стратегию адаптации нового персонала. Итак, ниже смотрите инструменты адаптации новых сотрудников, которые в случае Михаила, показали себя наиболее эффективными.

6 элементов стратегии адаптации новых сотрудников

Стратегия и план адаптации нового сотрудника клиники:

Целостный подход. Для того чтобы сотрудник четко и ясно понимал, каким образом конкретно его позиция и роль влияет на результаты бизнеса в целом, были разработаны обучающие материалы и проводятся вводные встречи. Новичкам рассказывают о бизнесе компании, видении, главных целях и вызовах, стратегиях, ценностях и стандартах работы, внешней среде и рынке, конкурентах и партнерах, продуктах и услугах, законах регламентирующих деятельность, людях и ожиданиях от команды, возможностях для развития, планах компании, внутренних правилах и традициях, системе мотивации и вознаграждений и т.д. Когда человек видит не только свой участок работы, но и «картинку» целиком, это помогает ему соединить в целое его должность и роль, обязанности и полномочия с организационной стратегией и видением, принять на себя ответственность за вклад в общее дело.

Приветствие и забота. Каждому новичку за неделю до начала работы высылается приветственное письмо. В каждом таком письме написано, почему компания выбрала именно его/ее. Это не только поддерживает человека, укрепляет его веру в себя, дает ему время на ознакомление и подготовку, но также устанавливает бизнес-ожидания в отношении работы конкретного специалиста. К этому письму прилагаются рекламные буклеты компании, видео о клинике, телефоны и другие важные для работы данные, конкретный план действий на ближайшие 2 недели (который не включает работу, а только обучение), список и контакты наставников, рекомендуемая литература и другие доступные сотрудникам ресурсы. Здесь же находится бланк для идей сотрудника о желаемом развитии и обучении, опросник рабочих предпочтений. Индивидуальный план развития и опросник рабочих предпочтений был разработан по просьбе клиента в ЧилиКоучинг. В первый рабочий день компания присылает второе приветственное письмо и дарит поздравительную открытку.

Человек, как часть сообщества. Знакомство с командой конкретного отделения клиники проводит заведующий отделением. Знакомство с остальными ключевыми коллегами и важными подразделениями проводит специалист службы персонала. Также было решено проводить вечера с настольными играми между разными отделениями, куда обязательно приглашают новичков. Таким образом новый сотрудник быстрее и лучше понимает организационную структуру, культуру компании и чувствует себя частью чего-то большего. Человек – это часть сообщества, дружного и открытого к сотрудничеству коллектива.

Наставничество. Михаил заручился поддержкой своих лучших сотрудников и организовал группу старших наставников. Целью наставников стало – обучение и поддержание новичков, быстрые и своевременные ответы на вопросы, примерное поведение в работе с пациентами. На каждого новичка выделяется несколько наставников. Это позволяет ускорить процесс адаптации, обучение и помогает человеку освоиться. Такая практика позволила распределить нагрузку на наставников, чтобы не страдала их основная работа – прием и лечение пациентов. Перед началом обучения и новичок, и наставники получают план с основными вехами и ориентирами на весь период обучения. Мы рекомендуем включать в формирование плана наставничества не только идеи наставников, но и предложения новых сотрудников – это позволит усилить их приверженность плану и почувствовать ответственность за результат.

«Первые 90 дней». Основной идей здесь было сделать первые 90 дней испытательного срока важным этапом, вехой в становлении человека в компании. С ясными целями, временными рамками, ожиданиями к роли сотрудника, четко очерченными полномочиями и ответственностью. Был разработан план на 90 дней, куда включили также должностные обязанности и то, по каким критериям будут оцениваться результаты работы. Здесь же перечень необходимого обучения, например, для гинекологов – как работает программа учета пациентов, как вносить в базу и на оплату взятые на приеме анализы, 3 ознакомительных урока на аппаратах УЗИ клиники для ознакомления с оборудованием.  Ресурсы, которыми могут воспользоваться сотрудники для выполнения своей работы. Критерии оценки для 30-го, 60-го и 90-го дня работы нового сотрудника. Этот план обсуждается, распечатывается и подписывается, как руководителем отделения, так и новым сотрудником. Мы рекомендуем, планируя обучение для новичков, не стараться включить в план все и сразу. Информационная перегрузка может лишить мотивации и уверенности в себе даже ваших лучших сотрудников, не говоря уже о новеньких. Если в ближайшие полгода человек не будет выступать на конференциях, не грузите его знаниями о корпоративных стандартах по оформлению презентаций и тренингами по ораторскому мастерству. Определите приоритеты и совместно разработайте план на первые 90 дней, а после – индивидуальный план развития на следующий год.

Личные встречи. В первые месяцы работы с новичком проводят личные встречи, где обсуждают текущие дела и дают конструктивную обратную связь. Встречи проходят еженедельно – с заведующей отделением, один раз в две недели – с представителем отдела персонала, при необходимости – с Михаилом. Человек на новой работе ощущает себя чужим, не в своей тарелке, более того он перегружен информацией и полон тревог о будущем. Личное общение с руководством и коллегами помогает новым сотрудникам быстрее внести ясность и построить более крепкие связи, почувствовать, что о нем заботятся, а не бросают на произвол непонятных правил и неясных ожиданий.

При внедрении изменений в компании, Михаил и его команда отметили для себя несколько важных моментов, которые включают:

  • важность оформления программы адаптации и появления ее в понятном и структурированном письменном виде;
  • обучение руководителей подразделений и наставников новым изменениям в коучинговом формате;
  • мониторинг по установленному графику и контроль внедрения программы на всех уровнях;
  • сбор обратной связи от всех участников, включая новичков.

Результаты. Несколько месяцев назад Михаил внедрил программу адаптации новых сотрудников в своей организации. Штат гинекологов набран и уже подходят к концу первые полгода работы новых докторов, удовлетворенность которых превзошла все ожидания. Клиенты отметили, что им очень понравились новые врачи – не только их профессионализм, но и поведение – более уверенное, открытое, заботливое и включенное. Михаил видит в этом заслугу программы адаптации персонала. Кроме того, в клинике сформировался системный подход к работе с персоналом, который потребовал от Михаила и его команды сменить точку зрения не только на адаптацию и развитие людей, но и на бизнес в целом. Клиника активно растет и изменяется, а значит и Михаил с командой должны изменяться и принимать новые вызовы, чтобы оставаться в прибыли и приносить пользу своим клиентам.

Стратегия адаптации нового сотрудника в организации

 

Если статья была полезна для вас, пожалуйста,  делитесь ею в соцсетях, а также делитесь вашим мнением в комментариях.

Искренне ваша, Чили-Коуч – Регина Ахунъянова